Китай полетел на темную сторону Луны за грунтом. Россия копается на Земле
Фото: Liu Fang/XinHua/Global Look Press

Пока другие осваивают космос методом проб и ошибок, мы делаем работу над ошибками и отстаем

Шестая лунная экспедиция Китая стартует 3 мая. Точного времени запуска ракеты-носителя Китайское национальное космическое управление (CNSA) по традиции не сообщает.

Станция «Чанъэ-6» должна сесть на обратной стороне Луны, добыть 2 кг грунта с глубины не менее 2 метров, а затем отправить челнок с ценным грузом на Землю. Спустя 53 дня после старта «Чанъэ-6» лунный грунт должен прибыть из космоса в автономный округ Внутренняя Монголия.

Сам же корабль «Чанъэ-6» после отправки челнока обратно в Китай продолжит работать на спутнике Земли и станет уже четвертой постоянно действующей лунной станцией КНР.

Кроме того, по любимице романтиков уже ездят два китайских лунохода, один из которых — на обратной стороне.

До начала XXI века Китай, в отличие от России и США, не имел лунного опыта, но сейчас его техника стала самым частым гостем на спутнике Земли. И любопытно, что ни одна из пяти прошлых лунных экспедиций КНР не закончилась неудачей.

Поднебесная осваивала Луну поэтапно. Первый китайский лунный модуль «Чанъэ-1» стартовал в октябре 2007-го. Он провел на орбите земной спутницы 17 месяцев, и за это время составил полную трехмерную карту Луны с разрешением 7 метров, которая стала основой для выбора мест будущих мягких посадок китайских кораблей. Общий объём информации, переданной «Чанъэ-1» на Землю, составил 1,37 терабайт. В начале 2009 г. аппарат завершил свою миссию и был ликвидирован.

Второй аппарат изучил окружающие Луну астероиды, выбрал оптимальные траектории подлета к планете, а затем ушел в далекий космос, после чего Китай начал осуществлять посадки на спутник Земли, первая из которых состоялась 14 декабря 2013 года. Прилунение станции «Чанъэ-3» стало первой мягкой посадкой на Луну с 1976 г., после советской «Луны-24».

Тогда со стапелей «Чанъэ-3» съехал луноход, который и по сей день бегает по видимой стороне небесного тела. Он открыл неизвестный на Земле минерал, который назвали «Камень Чанъэ», а для того, чтобы привезти его на Землю, был отправлен корабль «Чанъэ-5». Челнок доставил минерал в Поднебесную в конце 2021 года.

Впрочем, все это — уже история. Текущая задача китайцев — доставить грунт с невидимой стороны Луны, чего еще никто не делал. А место посадки заранее определил второй китайский луноход.

Тем временем, Россия совершила только один пуск на Луну, который закончился неудачей, а новых экспедиций до 2027 года не планируется. Нравится нам это или нет, но по сравнению с Китаем в лунной гонке мы — лузеры.

И не только по сравнению с ним. Наша «Луна-25» разбилась 19 августа 2023 г. при попытке сесть на южный полюс спутника Земли. А уже 23 августа с аналогичной миссией успешно справился индийский корабль «Чандраян-3». С его борта выехал луноход, который в Индии почему-то все называют марсоходом (вероятно потому, что это — аналог аппарата, который американцы недавно высадили на Марс).

Так или иначе, первыми полярниками на Луне стали не китайцы, но и не мы, а индийцы. Что происходит с нашей лунной программой, чем мы хуже других в этой области космонавтики? Об этом «Свободной Прессе» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

«СП»: Иван Михайлович, с темной стороны Луны грунт еще никто ни разу не брал. Что интересного может в нем быть?

— Скорее всего, там грунт такой же, как и на видимой стороне. Но даже с той части Луны, образцы с которой многократно привозили на Землю в 1960−70-е годы, китайцы обнаружили новый минерал. Поэтому интересно, что они там найдут, тем более что место для посадки и глубину бурения определили на основе изысканий китайского лунохода. Что-то он там «учуял».

«СП»: В текущем веке никто чаще, чем китайцы, на Луне не бывал. Что позволило КНР стать самой лунной державой на Земле?

— В результате экономических реформ, которые провел Дэн Сяопин в 90-е годы, у Китая появились «лишние» деньги. Тогда партия и решила вложить их в космическую программу.

Она была хорошо и разумно спланирована. На первых порах китайцы закупили все технологии у нас. Их пилотируемая космонавтика до сих пор базируется на наших технологиях — корабли похожи на «Союзы».

А лунная программа — это их самостоятельное достижение. Важно, что они не спешили, действовали очень аккуратно, без аварий. И сейчас у них интенсивность лунных полетов так высока не потому, что они спешат. Просто уже накоплены технологии и созданы коллективы, которые дают быструю отдачу.

Я могу предположить, что китайскую космическую программу ожидает еще один качественный скачок по темпам развития, связанный с тем, что в 2014 году правительство КНР выпустило постановление о поддержке частной космонавтики, а в 2019-м Госсовет КНР поддержал развитие бизнеса в космосе.

За примером, какой эффект может давать коммерческая космонавтика, далеко ходить не надо — посмотрите на Маска. Когорта таких «масков» сейчас формируется в Китае и постепенно становится на ноги.

«СП»: Кто раньше станет продавать билеты на экскурсии на Луну: китайцы или Маск?

— На сайте SpaceX можно уже сейчас забронировать билеты на Луну. А регулярные орбитальные прогулочные полеты на околоземную орбиту Маск начнет под ближайшее Рождество.

В Китае лунная программа — исключительно государственная. Она пока не приносит денег, только требует расходов. А бизнес Китая берется за более выгодные, коммерческие проекты.

«СП»: В свою очередь Россия почти за 50 лет (после «Луны-24», которая вернулась с лунным грунтом в августе 1976 года) совершила один полет на спутник Земли — в прошлом году. Он закончился крушением. Следующий лунный пуск состоится, согласно планам, в 2027 году. Как оценить такие успехи?

— «Луна-26» в 2027 году на спутник Земли садиться не будет. Останется работать на орбите. А посадка планируется теперь ближе к 2030-м годам.

«СП»: У китайцев к тому времени на Луне уже дети рождаться будут.

— Какое финансирование — такой и результат. То, что «Луна-25» разбилась — как раз не беда. Во времена СССР у нас тоже было не так, как сейчас у китайцев — без единой аварии. У нас всё постоянно разбивалось, но из этого никто не делал драмы, если, конечно, люди не погибали.

Разбилась одна советская «Луна» — через три месяца запустили другую, потом третью — и так до тех пор, пока не добьемся цели. Индия сейчас действует точно так же. Два первых лунных корабля разбили — сели на третьем.

А мы после каждой неудачи начинаем работу над ошибками. Неудачным был пуск на Марс в 1996 году — делаем ее до сих пор. Пока другие движутся в космос методом проб и ошибок, мы делаем работу над ошибками и отстаем.

Мы считаемся третьей в мире космической державой только потому, что у нас хорошая пилотируемая космонавтика. Во всем остальном — периферия.

«СП»: Когда мы сможем догнать Китай в лунной гонке?

— Семь лет после начала нормального финансирования — таков срок реализации космического межпланетного проекта. Это во всех странах примерно одинаково. Поэтому не догоним мы никогда, но через семилетку планомерной работы сможем «зафиксировать» отставание, чтобы оно не увеличивалось.

«СП»: Не спрашиваю, когда такое финансирование может появится. А с точки зрения компетенций, наличия квалифицированных кадров мы тоже отстаем?

— Опыт показывает, что во всем, кроме орбитальной пилотируемой космонавтики, — отстаем. Поколения сменяются раньше, чем появляется результат и опыт, который можно передать.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

Самые великие аферы в истории человечества-это религии и космонавтика.Ни кто ни куда не летает. А впрочем и сама история великая афера.
Вам будет хорошо жить в том будущем, куда идет Россия